goszakaz2024

helirus2024

ctt expo2024

vphr2024

rosmold plast2024

eltrans2024

army2024

termoob2024

sp tr expo2023

elrus 2024

biot expo2024

«ГЕФЕСТ и Т»: через тернии к звездам

gefestЗАО «ГЕФЕСТ и Т» отсчитывает свою историю с 3 марта 1992 го-да. С 1995 года предприятие выступает постоянным экспонентом на Международном авиакосмическом салоне МАКС, традиционно проходя-щим на территории аэродрома Раменское. И каждое участие в работе МАКС дает нашему предприятию новый опыт в организации сотрудни-чества, позволяет скорректировать направления по развитию и совер-шенствованию продукции и предметно представит ее широкой научно-технической и инженерно-промышленной аудитории, а также потен-циальным заказчикам.

Основной продукцией ЗАО «ГЕФЕСТ и Т» является специализирован-ная вычислительная подсистема СВП-24 и ее модификации. СВП-24 была разработана для достижения следующих целей модернизации стоящих на вооружении боевых авиационных комплексов:  
- повышение боевой эффективности,
- расширение боевых возможностей,
- увеличение срока боевой эксплуатации,
- улучшение эксплуатационной технологичности бортового оборудова-ния.
В интересах оптимизации по критерию «стоимость-сроки разработки-эффективность» главным конструктором СВП-24 Александром Николаеви-чем Паниным была предложена схема модернизации, предполагающая мак-симальное использование существующих бортовых датчиков и исполнитель-ных устройств, установку аппаратуры приема спутниковой навигационной системы и замену существующей бортовой вычислительной системы или ее ядра на распределенную вычислительную подсистему с мультиплексным ка-налом информационного обмена и модифицированным программным обес-печением, а также ввод в эксплуатацию наземного оборудования СВП-24 в составе автоматизированных систем подготовки полетных данных и эксплуа-тационного контроля. Основу комплекса бортового оборудования СВП-24 составили вычислители максимальной производительности, не требующие принудительного охлаждения, и выполняемые в форм-факторе, допускаю-щем их установку на месте снимаемых в процессе модернизации бортового оборудования модернизируемых авиационных комплексов.
Программное обеспечение наземного и бортового оборудования СВП-24 разрабатывалось параллельно как единый программный комплекс, обес-печивающий глубокую интеграцию наземного и бортового оборудования СВП-24. Достижение целей модернизации достигалось, прежде всего, за счет внедрения в единое программное обеспечение новых информационных тех-нологий и алгоритмов обработки сигналов штатных и вновь установленных измерительных систем.
  Такая схема обеспечивала следующие принципиальные возможности:
- выполнение работ по модернизации БАК в строевых частях в сжатые сроки по бюллетеню;
- реализация концепции замкнутого автоматизированного цикла подго-товки и контроля выполнения полетного (боевого) задания и переход к тех-нической эксплуатации по состоянию;
- максимальное использование штатного информационно-управляющего поля кабины и, как следствие, минимизация времени на пере-учивание летного состава;
- реализация в рамках резерва вычислительной производительности и многопроцессной операционной системы концепции открытой архитектуры единого программного обеспечения СВП-24.
К настоящему времени СВП-24 и ее модификации установлены на 4-х типах боевых авиационных комплексов, а суммарно число модернизирован-ных БАК превысило 100 единиц.
Экспозиция предприятия на МАКС-2017 представлена 5-ю функцио-нальными моделями комплексов бортового оборудования СВП для различ-ных типов авиационной техники: дальнего бомбардировщика, оперативно-тактического бомбардировщика, самолета-штурмовика, боевого вертолета и корабельного летательного аппарата, а также комплектом наземного обору-дования СВП-24: автоматизированной системы эксплуатационного контроля АСЭК-24 и автоматизированной системы подготовки полетных данных АСППД-24, причем для последней системы представлен вариант исполнения «Унифицированный комплекс автоматизированного управления» УКАУ, ад-ресно реализующий ту часть функционала АСППД-24, которая реализует технологии цифрового обмена данными и автоматизированными целеуказа-ниями между любыми платформами с комплексами бортового оборудования СВП-24 или мобильными исполнениями АСППД-24 в интересах организации межвидового взаимодействия.   
В развиваемой ЗАО «ГЕФЕСТ и Т» технологии модернизации БАК моделирование применяется на всех стадиях жизненного цикла комплекса в форме функционального моделирования, при этом функциональная модель прицельно-навигационного комплекса (ПрНК) каждого из модернизируемых БАК рассматривается как система, состоящая из:
- бортового комплекта функционально связанных вычислителей КБО СВП 24, объединенных единым программным обеспечением и линиями ин-формационного обмена, характеристики и архитектура которых идентичны бортовым;
- базы данных измерений штатных бортовых датчиков и параметров движения, зарегистрированных в реальных полетах соответствующего авиа-ционного комплекса;
- сопряженного с вычислителями ПрНК технологического вычисли-тельного комплекса, реализующего визуализацию на сенсорных мониторах функциональной модели требуемых для управления элементов информаци-онно-управляющего поля кабины на рабочих местах членов экипажа.
Представленные на выставке функциональные модели позволяют оце-нить как возможности каждого из модернизированных авиационных ком-плексов, так и их взаимодействие между собой и с наземным пунктом управ-ления, представленным УКАУ, в процессе решения типовых задач, требую-щих взаимодействия различных родов авиации. Также развернутая экспози-ция позволяет оценить возможности УКАУ по обеспечению ситуационной осведомленности расчетов пунктов управления действиями авиации различ-ного уровня.
Представленные функциональные модели используются как в техноло-гических целях при разработке и испытаниях аппаратуры СВП-24, так и для выполнения проверок оборудования и обучения летного и инженерно-технического состава строевых частей, эксплуатирующих модернизирован-ные авиационные комплексы. Имеющиеся на сегодняшний день в строевых частях учебно-тренировочные средства задачи профессиональной подготовки летного и инженерно-технического состава эксплуатации модернизирован-ных БАК в части новых задач не обеспечивают, а вопросы модернизации имеющихся учебно-тренировочных средств достаточно затратны. Проблемой также является то, что в авиационных частях одновременно могут эксплуа-тироваться и БАК, модернизированные установкой СВП 24, и БАК, не про-шедшие модернизацию, что еще больше усложняет процесс профессиональ-ной подготовки авиационного персонала.
В таких условиях наиболее рациональным решением представляется внедрение в строевые части, эксплуатирующие модернизированные БАК, ин-терактивной автоматизированной системы обучения летного и инженерно-технического состава, включающей в себя учебный компьютерный класс с автоматизированной обучающей системой СВП 24 и функциональную мо-дель КБО СВП 24 той модификации, которая устанавливается на эксплуати-руемые в данной части БАК. Элементы разработанной предприятием инте-рактивной автоматизированной обучающей системы также представлены на экспозиции.
Специализированная вычислительная подсистема СВП-24 разрабаты-валась для взаимодействия со штатными бортовыми информационно-измерительными системами авиационных комплексов 3-го и 4-го поколений. Но жизнь не стоит на месте, состоялось новое поколение бортовых информа-ционно-измерительных систем, которые устанавливаются на вновь разраба-тываемые и модернизируемые авиационные комплексы. На предприятии вы-полнены работы по комплексной адаптации бортового и наземного оборудо-вания СВП к взаимодействию с новыми и перспективными информационно-измерительными системами. Это дает возможность заказчику и нашим парт-нерам использовать в этих проектах весь тот функционал, информационные технологии, которые накоплены в разработках ЗАО «ГЕФЕСТ и Т» за 25 лет работы.
Сегодня ЗАО «ГЕФЕСТ и Т» - это коллектив высококвалифицирован-ных специалистов, доказавший свою способность решать самые сложные инженерные, научно-технические и производственные задачи в сжатые сро-ки. Продукция предприятия разработана и состоялась в жесткой конкурент-ной борьбе, что позволяет ей обеспечивать высокие значения показателя «стоимость-эффективность» модернизированных авиационных комплексов, подтверждаемые как отечественными, так и зарубежными заказчиками. И высшей оценкой пути ЗАО «ГЕФЕСТ и Т» «через тернии к звездам» является присвоение в 2017 году генеральному директору, главному конструктору ЗАО «ГЕФЕСТ и Т» Александру Николаевичу Панину звания Героя Труда Российской Федерации.    

Александр НАУМОВ,
ведущий математик, профессор,
Михаил ПАНИН,
заместитель главного конструктора
ЗАО «ГЕФЕСТ и Т»