goszakaz2024

helirus2024

ctt expo2024

vphr2024

rosmold plast2024

eltrans2024

army2024

termoob2024

sp tr expo2023

elrus 2024

biot expo2024

Инновационные системы учета и контроля топлива. Вектор развития - «точность и прозрачность учета»

avp1ООО «АВП Технология» не первый раз принимает участие в оборонных выставках мирового значения. В прошлом году у предприятия состоялся успешный дебют на Международном военно-техническом форуме «Армия-2016». К открытию следующему Форуму ООО «АВП Технология» пришло с новыми наработками, которые заинтересуют специалистов Вооруженных Сил России.
О развитии систем измерения, регистрации и учета расходования  топлива рассказал  руководитель департамента развития предприятия Дмитрий ВОЛКОВСКИЙ.
Дизельное топливо является вторым по значимости энергетическим ресурсом после электроэнергии. Годовой оборот дизельного топлива только  в ОАО «РЖД» составляет несколько миллионов тонн. Затраты на дизельное топливо являются значительной частью в структуре эксплуатационных расходов подразделений ОАО «РЖД», в первую очередь, локомотивного комплекса.
Руководство ОАО «РЖД» уделяет большое внимание превентивным мерам оптимизации его расходования и экономии, а именно - минимизации непроизводственных потерь при снабжении и в местах на топливных складах и в локомотивных депо.
Проведенный анализ точек образования непроизводственных потерь дизельного топлива выявил ключевую причину их появления – несовершенство технологии учета и контроля, основанной на устаревших способах «ручных» измерений количества топлива и бумажном документообороте, позволяющем маскировать халатность, нарушения установленного порядка учета и противозаконную деятельность на местах.

Принимая во внимание важность решения указанных проблем, начиная с 2011 года, реализуется  комплекс проектов по совершенствованию системы учета и контроля за использованием дизельного топлива в ОАО «РЖД» за счет решения следующих приоритетных задач:
– автоматизация внутренних технологических и учетных операций с дизельным топливом с применением современных технических средств повышенной производительности и надежности;
– внедрение высокоточных автоматизированных средств измерений, обеспечивающих прямой метод измерения массы дизельного топлива в точках перехода ответственности;avp2
– организация единой автоматизированной системы контроля производственного процесса и технологической дисциплины на топливных складах и в локомотивных депо при операциях с дизельным топливом;
– минимизация влияния «человеческого» фактора при передаче данных об операциях с дизельным топливом в бухгалтерский учет;
– создание комплексной системы сведения и анализа товарного баланса дизельного топлива на топливных складах и локомотивах в отдельности и в Компании в целом;
– оптимизация «ручного» бумажного документооборота и переход на электронные технологии формирования и передачи документов;
– повышение производительности и улучшение условий труда.
Одновременно с совершенствованием нормативной базы выполняется комплекс работ по внедрению в ОАО «РЖД» Единой автоматизированной системы учета дизельного топлива (далее – ЕАСУ ДТ), предназначенной для сведения и анализа товарного баланса дизельного топлива ОАО «РЖД» в целом, а также по дирекциям, топливным складам, локомотивным депо и тепловозным секциям в отдельности.
ЕАСУ ДТ обеспечивает унифицированный сбор, анализ и представление информации об операциях с дизельным топливом на основе данных систем автоматизации учета дизельного топлива на складах, бортовых систем учета дизельного топлива на тепловозах РПДА-Т, РПДА-ТМ, и самоходном подвижном составе РПДА СПС разработанных  компанией  ООО «АВП avp3Технология», а также других типов этих систем, дооснащенных средствами беспроводной передачи данных (далее – бортовые системы), ЕК АСУФР, ЕК АСУТР и прочих смежных информационных и управляющих систем ОАО «РЖД».
Технологически ЕАСУ ДТ состоит из трех самостоятельных функциональных блоков, интегрированных между собой:
– блок контроля поставок нефтепродуктов на топливные склады ОАО «РЖД» – баланс поставок нефтепродуктов;
– блок контроля оборота дизельного топлива на топливных складах – баланс топливных складов;
– блок контроля набора и расхода дизельного топлива на тяговые и нетяговые нужды подразделениями и филиалами ОАО «РЖД», в первую очередь, локомотивным комплексом.
На маневровых и магистральных тепловозах «РЖД» успешно эксплуатируется более 2700  единиц бортовых   систем регистрации и анализа параметров работы тепловоза и учета дизельного топлива (РПРТ, РПДА-Т, РПДА-ТМ) разрабатываемых и внедряемых компанией «АВП Технология» а также на 80 единицах специального подвижного состава (РПДА-СПС).
Системы РПДА  предназначены для автоматизированного сбора, регистрации и обработки информации о движении и работе локомотива с целью контроля, учёта работы и расхода топлива, а также контроля технического состояния тепловозов.
avp4«Инновационный метод базируется на том, что для вычислений фактической массы топлива в баке тепловоза косвенным методом используется метод ультразвуковых измерений. Масса топлива вычисляется, как произведение величины объема торированного бака на измеренную скорость отражения импульса ультразвуковой волны с точностью до 10 в шестой степени от поверхностного уровня с учетом его молекулярной структуры и температурной составляющей с частотой раз в секунду. Этим обеспечивается необходимая точность и возможность получения достоверных данных по количеству топлива одновременно по массе и объему, что полностью освобождает процесс от необходимости ручного ввода значений плотности, традиционного метода большинства аналогичных систем.
Освоение современных аппаратно-программных средств в локомотивных депо приводит к сокращению эксплуатационных затрат за счет снижения расхода топливо-энергетических ресурсов на тягу и маневровую работу, повышения надежности локомотивов, обеспечения всех звеньев службы данными о техническом состоянии как основных агрегатов локомотива, так и самих систем регистрации. Использование системы позволяет  достичь эффекта экономии топливно-энергетических ресурсов до 10%, а средний годовой экономический эффект на один тепловоз в  ОАО «РЖД» в среднем составляет 0,15 млн. рублей.
Широко внедряемые РПДА-Т и РПДА-ТМ являются первичным звеном получения объективной информации о расходе топлива и параметрах агрегатов тепловозов с привязкой к месту и объему выполняемой работы.
avp5Системы регистрации обеспечены блоками мобильной связи (БМС), через которые по каналу GPRS информация с тепловоза поступает в режиме онлайн в Единую систему мониторинга работы бортовых систем (ЕСМ БС). Кроме согласования протоколов передачи данных по проводному и беспроводному каналу связи в сети GSM, интегрированию систем РПДА тепловозов в Единую автоматизированную систему учета расхода дизельного топлива (ЕАСУ ДТ) посредствам передачи данных в ЕСМ, БС ведется поиск новых путей экономии ТЭР.
Закончена работа над диагностическим комплексом для депо, где ремонтируются тепловозы, оборудованные системами РПДА-Т и РПДА-ТМ. В этом комплексе АРМ РПДА-Т накапливает информацию о работе локомотива, анализирует и выдает отчеты по ремонту, выявляет предотказные состояния, выход  характеристик дизель-генераторной установки за пределы допусков, срабатывание аппаратов защиты, фиксирует данные о режимах работы водяной и масляной систем.
В АРМ РПДА-Т отслеживается динамка изменения параметров работы. На основе данной информации ремонтный АРМ выдает рекомендации для настройки аппаратуры тепловоза по заводским характеристикам в процессе реостатных испытаний, а также информацию по предотвращению отказов аппаратуры.
Внедрение диагностического комплекса позволяет предупредить несанкционированный расход топлива и повысить точность его измерения при ремонте; контролировать техническое состояние локомотива; планировать объем ремонта до захода тепловоза на ТО и ТР; снизить расходы на обслуживание, текущий ремонт, количество внеплановых ремонтов.
avp6Особо следует отметить, что накопленный опыт по организационному, методологическому, техническому и программному обеспечению проекта ОАО «РЖД» по совершенствованию системы наличия учета и контроля за использованием дизельного топлива был по достоинству оценен руководством  Вооруженных Сил России. В целях выполнения задач по внедрению автоматизированной системы учета, наличия и движения и расходования горюче–смазочных материалов, поставленных в «дорожной карте» заместителем министра обороны Российской Федерации генералом армии Дмитрием Булгаковым, был определен  комплексе мер по реализации коммерческого учета количества горючего в массовых и объемных показателях. Используя накопленный опыт, компания ООО «АВП Технология» практически реализовала размещение комплекса автоматизированной системы контроля горюче-смазочных материалов АСК ГСМ на широкой линейке автотранспортных средств. АСК ГСМ уже эксплуатируется на шасси Урал 4320 и КАМАЗ-53501. В первую очередь, были оборудованы авто-топливозаправщики АТЗ-10-4320М  и АТЗ-7-5350; аэродромный подвижной электроагрегат АПА-5ДМ, предназначенный для одиночного электростартерного запуска авиационных двигателей летательных аппаратов; затем - бронеавтомобили КамАЗ-63968 «Тайфун» и «Тайфун-У», автомобили с цистернами для перевозки ГСМ. И этот список avp7непрерывно пополняется, охватывая весь комплекс взаимодействия технических средств, задействованных в обороте ГСМ, от их поставки, до преобразования энергии теплового воспламенения в работу, выполненную военной техникой в рамках поставленных задач. При этом обеспечивается не только автоматизированный сбор информации, но и регистрация с обработкой информации.   
Исходные данные от ультразвуковых датчиков контроля горючего АСК ГСМ, например, после дозаправки, передаются в режиме реального времени по сетям GSM через аппаратно-программный комплекс системы мониторинга «ПАЛАС» на диспетчерский центр и далее на командно-штабную машину в автоматизированную систему учета материально-технического обеспечения АСУ МТО «ПАЛАС», где вливаются в обработку потока данных от хранилищ топливных складов, переливных станций и т.д.,  до Национального центра управления обороной. Достигнутые показатели точности измерений комплектов оборудования АСК ГСМ соответствуют требованиям федерального законодательства и тактико-техническим требованиям на автоматизированную систему контроля за наличием,  движением и расходованием в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной заместителем министра обороны РФ 23 января 2016 г.  
avp8АСК ГСМ полностью соответствует высоким требованиям к оборудованию и программному обеспечению и средствам измерений штатных систем обеспечивающих ведение учетных, технологичных операций с определением количества горючего одновременно в массовых и объемных показателях,  применяемых на объектах Воздушно-Космических Сил, Военно-Морского Флота и Сухопутных войск.
Оборудование АСК ГСМ АСК ГСМ реализует в системе материально технического обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации такие инновационные функции, как:
- автоматизированный контроль фактического наличия горючего;
- автоматизированный контроль движения горючего по количеству фактически дозаправленного и измеренного горючего;
- автоматизированное определение фактического расхода горючего;
- объективный контроль движения горючего выданного на дозаправку воздушных судов, образцов вооружения и военной техники в массовых и объемных единицах.
avp9Работа программно-аппаратного комплекса значительно экономит время, затрачиваемое на оформление документов, и снижает вероятность случайных ошибок, делает процесс перемещения топлива прозрачным. Такой подход крайне необходим для эффективного обеспечения технических средств при  выполнении поставленных  задач, как в штатном режиме, так и в период «интенсивной работы». И область его применения продолжает расширяться.
Интерес к проверенным службой в армии системам проявлен производителями и собственниками строительной, карьерной и дорожной техники, перспективно тиражирование опыта в транспортных структурах  МЧС и других компаний, использующих специализированную технику при выполнении наиболее ответственных работ. Внедрение систем создает принципиально новые, современные условия труда работников, позволяет добиваться значительной экономии топливно-энергетических ресурсов и в целом положительно сказывается на экологии окружающей среды.  Развитие систем учета топлива продолжается и четкий вектор этого развития – «Точность и прозрачность учета».