goszakaz2024

helirus2024

ctt expo2024

vphr2024

rosmold plast2024

eltrans2024

army2024

termoob2024

sp tr expo2023

elrus 2024

biot expo2024

Цифровые технологии от отечественного производителя

00Современный уровень технологии организации перевозочного процесса на железнодорожном транспорте предъявляет высокие требования и к системам управления движением поездов и маневровой работой.
Начавшийся в конце 90-х годов ХХ столетия процесс внедрения микропроцессорных устройств диспетчерской централизации, электрической централизации и автоблокировки позволил во многом переоценить сами принципы интервального регулирования, организацию поездной и маневровой работы на станциях.
Реализация функций «Автодиспетчер», подвижные блок-участки, автоматизированное рабочее место дежурного по станции, маневровая АЛС стали возможны только благодаря применению аппаратно-программных комплексов, производимых как за рубежом, так и в России.
Среди большого количества задач, решаемых сегодня в транспортном комплексе, можно выделить наиболее актуальные, относящиеся к системам управления движением поездов, как стратегически важные для развития железнодорожных перевозок:
- интероперабельность - интеграция железных дорог России с зарубежными;
- мониторинг поездной ситуации и создание ситуационных моделей для более полного использования пропускных и провозных способностей железнодорожной линии;
- самодиагностируемые объекты инфраструктуры, обеспечивающие своевременное информирование о техническом состоянии и ресурсе эксплуатируемых устройств;
- безопасность и надежность перевозок за счет совершенствования систем управления, логического контроля за действием оперативного персонала;
- создание безопасных условий труда для работников железных дорог, обеспечивающих текущее содержание и ремонт объектов инфраструктуры.
Эти и другие задачи находятся постоянно в поле зрения специалистов научно-технического комплекса железнодорожной автоматики (НТК ЖАТ) ОАО «Радиоавионика».

26 октября 2017 года на станции Сходня Октябрьской железной дороги была введена в эксплуатацию микропроцессорная централизация стрелок и сигналов ЭЦ-ЕМ производства ОАО «Радиоавионика». Станция Сходня,  расположенная на высокоскоростной линии Санкт-Петербург–Москва, стала 150-й станцией на сети ОАО «РЖД», оборудованной современными системами управления движением поездов на базе управляющего вычислительного комплекса УВК-РА, разработанного специалистами НТК ЖАТ ОАО «Радиоавионика». В ноябре 2017 года была изготовлена четырехсотая совмещенная питающая установка (СПУ) и поставлена для станции Вышестеблиевская Северо-Кавказской железной дороги. В июле было изготовлено шестисотое вводное устройство фидера (ВУФ) для электроснабжения постов электрической централизации.

01

С 2017 года после проведения всего цикла испытаний на станции Вырица Октябрьской железной дороги компания перешла на производство микропроцессорной централизации стрелок и сигналов ЭЦ-ЕМ с полностью бесконтактным управлением  напольными устройствами. Такие системы начали поставляться на объекты Октябрьской, Северо-Кавказской, Приволжской и Забайкальской дорог. Ведутся пусконаладочные работы  на станции Саблино, расположенной на высокоскоростном участке  Санкт-Петербург–Москва. На ней, совместно с ОАО «НИИАС»,  разработаны и внедряются самые современные решения применения микропроцессорной централизации ЭЦ-ЕМ с управлением скоростными стрелочными переводами, цифровыми устройствами рельсовых цепей и кодирования АБТЦ-МШ, взаимным резервированием и возможностью передачи сигналов на локомотивы по радиоканалу. Для возможности применения таких решений для ВСМ была повышена скорость обмена информацией и быстродействие системы в 4 раза.
Уникальные возможности УВК РА совместно с бесконтактными модулями управления напольными устройствами в части диагностики и мониторинга электрических и временных параметров позволяют сегодня перейти к техническому обслуживанию оборудования «по состоянию», что высвободит обслуживающий персонал от работ, связанных с электрическими измерениями, наружными осмотрами и др.

02

Для повышения надежности устройств ЖАТ в 2017 году разработаны технические решения и введены в эксплуатацию питающие  установки с шиной постоянного тока для эксплуатируемых релейных ЭЦ. Такая питающая установка СПУ-М- 200 с для крупных станций до 200 стрелок введена 9 ноября с.г. на станции Череповец. Она имеет расширенные параметры входного напряжения, что позволяет практически не зависеть от качества энергоснабжения, встроенную расширенную диагностику всех параметров, резервируемые источники бесперебойного питания. Это позволяет отказаться от обслуживания питающей установки эксплуатационным штатом по существующим регламентам. Такие технические решения разработаны и внедряются как для микропроцессорных, так и релейных систем электрической централизации с любым количеством стрелок.
Важнейшим событием для нашей компании явилось участие в проекте оборудования участка Сочи–Адлер–Альпика Сервис (Олимпийский объект) автоматизированной системой управления движения поездов. В сотрудничестве с головным институтом ОАО «НИИАС», проектными организациями были разработаны технические решения, которые позволили внедрить на однопутном участке систему интервального регулирования, обеспечивающую движение поездов с интервалом в 6 минут.
Система автоблокировки была применена без напольных светофоров, с двумя каналами АЛС, диспетчерская централизация позволяла в автоматическом режиме управлять маршрутами на станциях.
Сравнивая эти решения с требованиями СТУ на ВСМ, можно убедиться, что они во многом совпадают.
Особое внимание в настоящее время в компании «Радиоавионика» уделяется созданию системы оповещения работающих на путях по радиоканалу (СОРС).
Учитывая, что большая часть травматизма с тяжелыми последствиями происходит из-за наезда подвижного состава, наша разработка использует в качестве источника информации саму микропроцессорную централизацию, которая обеспечивает выполнение требований безопасности. А это значит, что формирование сигнала для работающих на линии происходит в полном соответствии с его местоположением и фактическим нахождением поезда или маневрового состава.

03

Экспериментальный образец системы был представлен на выставке ЭКСПО-1520 в этом году и вызвал большой интерес у специалистов железнодорожного транспорта.
ОАО «Радиоавионика», используя опыт создания продукции для Военно-промышленного комплекса, разрабатывает устройства с применением самых современных технологий. Вся конструкторская документация и программное обеспечение разрабатывается специалистами и инженерами компании. При этом огромное внимание уделяется импортонезависимости и импортозамещению. Все электронные платы, модули и электронные компоненты к ним закупаются и производятся на лучших предприятиях Санкт-Петербурга и Москвы, входящими в перечень поставщиков Министерства обороны России. Такой подход позволяет создавать безопасные и надежные системы управления движения поездов.
Устройства ЭЦ-ЕМ в 2017 году прошли испытания на кибербезопасность и получили заключение на защищенность от внешних угроз.
Анализ работы ЭЦ-ЕМ за более чем 15-летний период на уже введенных в эксплуатацию 153 станциях с количеством стрелок свыше 5000 показывает, что поток отказов составляет не более 5-10 случаев в течение года. В приведенном значении на 100 стрелок это составляет 0,12-0,15 отказов. Этот показатель является лучшим среди аналогичных систем, применяемых в ОАО «РЖД». Такие результаты стали возможны благодаря высокому качеству производства ОАО «Радиоавионика», организации сервисной службы, постоянной работе по усовершенствованию аппаратуры, входящей в состав ЭЦ-ЕМ, а также высокому уровню разработки программного обеспечения.
За время эксплуатации устройств ЭЦ-ЕМ не было допущено ни одного случая нарушения безопасности движения.
Компания «Радиоавионика» вносит значительный вклад в Программу «Цифровая железная дорога» созданием высокопроизводительного аппаратно-программного комплекса с высокой надежностью, построенного на основе российских электронных компонентов, позволяющего решать задачи по развитию современных систем управления движения поездов для оптимизации перевозочного процесса.

Николай БЕЛОУСОВ,
генеральный директор
ОАО «Радиоавионика»