goszakaz2024

helirus2024

ctt expo2024

vphr2024

rosmold plast2024

eltrans2024

army2024

termoob2024

sp tr expo2023

elrus 2024

biot expo2024

Колоссальный опыт проектирования в сложных условиях

0121 марта в Москве состоялась научно-техническая конференция Тоннельной ассоциации России (ТАР) «Освоение подземного пространства городов и транспортное строительство».
Со вступительным словом и обращением к делегатам и приглашенным обратился директор исполнительной дирекции ТАР Александр Лебедьков, пожелавший плодотворной работы, интересных докладов и творческой дискуссии.
Первый доклад «Основные направления развития стандартизации в области метростроения» представил кандидат технических наук Александр Полянкин (АО «Мосинжпроект»). Им были представлены структура свода правил «Метрополитены», система и необходимость разработки специальных технических условий. Этот доклад вызвал серьезную дискуссию на темы:
- Надо ли так часто редактировать (изменять) свод правил?
- Не определена степень необходимости и технический уровень разработки специальных технических условий.
- Ранее существующая система строительных норма и правил (СНиПов) и временных строительных норм (ВСН), применяемая в течение длительного времени, зарекомендовала себя удобной и дееспособной, отражающей высокий уровень развития техники.

В докладе «Технические решения для обеспечения сохранности и безопасности эксплуатации сооружений метрополитена при пуске участков линий строящегося метрополитена по временной схеме на деревянных шпалах до завершения строительно-монтажных работ в полном объеме» сотрудника «НИЦТА» Романа Никонорова была представлена последовательность действий при выявлении необходимости пуска участка строящейся линии метрополитена по временной схеме. Учитывая положительный опыт проведения работ в соответствии с представленной последовательностью действий для организации безопасной эксплуатации сооружений при условии движения поездов по временной схеме, можно сделать вывод о жизнеспособности данного подхода.
Йоханнис Хенинг, сотрудник ООО «Херенкнехт Тоннель Сервис», сделал интересный и полезный с практической точки зрения доклад «Применение специального транспорта на пневмоходу при строительстве тоннелей». Доклад заинтересовал слушателей и вызвал оживленную деловую дискуссию.
Сергей Ракитин, руководитель ООО «СЕДАТЭК», в докладе «Система температурно-акустическог02о мониторинга высоковольтных кабельных линий». Он отметил, что кабельные линии, расположенные под землей, являются источником техногенной опасности (ИТО). И потому докладчиком была представлена методология получения данных о распределении температуры и акустического фона на протяжении всей кабельной линии в грунте с использованием волоконно-оптических технологий. В результате дискуссии определена возможность определения напряженно-деформированного состояния (НДС) подземных конструкций с помощью предлагаемой методологии.
Кандидат технических наук Владимир Ноздря, генеральный директор ООО «НПК «Спецбурматериалы», в докладе «Отечественные материалы и реагенты для инъектирования, упрочнения и гидроизоляции грунтов, каменных оснований и бетонных конструкций» сообщил, что сегодня выпускается более 150 видов продукции для бурения скважин и строительства. Многие разработанные материалы и реагенты применимы в строительстве, в том числе - метро и тоннелей.
Коммерческий директор ООО «Стальные решения» Станислав Коломыткин представил доклад «Инновационный продукт совместной разработки НИИЖБ им. А.А.Гвоздева и «Тульского металлопрокатного завода» - 4-х рядная винтовая арматура и ее применение в строительстве». В докладе были подробно представлены экологические преимущества предлагаемых решений.
В апреле этого года исполнилось 45 лет со дня начала строительства Байкало-Амурской (БАМ) железнодорожной магистрали. Этому событию были посвящены доклады сотрудников ОАО «НИПИИ «Ленметрогипротранс» - генерального проектировщика тоннелей на БАМе.
Доклад  «Основные научно-технические результаты проектирования и строительства тоннелей БАМ» сделал доктор технических наук Николай Кулагин, советник генерального директора ОАО «НИПИИ «Ленметрогипротранс». В своем докладе он подробно рассказал об истории проектирования и строительства магистрали. После Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР в июне 1974 года «Ленметропроект» активно включился в изыскания и проектирование тоннелей БАМ, организовав в Северобайкальске филиал «Бамтоннельпроект». БАМ дал колоссальный опыт проектирования в самых сложных условиях. Это огромный интеллектуальный потенциал в деле проектирования и строительства транспортных тоннелей в сложнейших инженерно-геологических и суровых природно-климатических условиях.
«Новые технологические и конструктивные решения, рожденные при строительстве тоннелей БАМ» представил доктор технических наук Константин Безродный, советник генерального директора по НИР ОАО «НИПИИ «Ленметрогипротранс». Константином Петровичем были показаны чрезвычайно сложные инженерно-геологические и природно-климатические условия по трассе тоннелей, трудности инженерно-геологических изысканий. Также представлены новые разработанные геофизические методы определения инженерно-геологических и гидрогеологических условий впереди забоя тоннеля, специальные способы стабилизации дезинтегрированных грунтов тектонических разломов при гидростатическом давлении до 5 МПа, конструкции сейсмостойких обделок.
Тоннелям БАМа был посвящен и доклад кандидата технических наук Михаила Лебедева, заместителя генерального директора ОАО «НИПИИ «Ленметрогипротранс», «Надежность тоннельных конструкций при эксплуатации Северомуйского тоннеля». Им было отмечено - насколько важно вести комплексный мониторинг в период эксплуатации тоннелей. На примере содержания дренажных систем Северомуйского тоннеля показана необходимость инструментального контроля гидростатического давления и реанимации дренажных систем.
Под занавес конференции состоялись активные дебаты, в которых участвовали ведущие специалисты отрасли. В результате обсуждения рассмотренных докладов приняты следующие решения: 1. Обратиться в Министерство строительства России с предложением об изменении системы нормативных документов для проектирования метрополитенов и транспортных тоннелей; 2.Обратиться в транспортные ВУЗы России с необходимостью подготовки специалистов по эксплуатации тоннелей; 3. В связи с тем, что книга-отчет по строительству тоннелей БАМ, изданная в 1999 году, стала библиографической редкостью, и появились новые материалы по строительству, эксплуатации и исследованиям этих тоннелей, рекомендуется подготовить и издать дополнительный вариант книги «Тоннели БАМ». Новую редакцию книги настоятельно рекомендовать транспортным ВУЗам.

Станислав БОРОДИН