goszakaz2024

helirus2024

ctt expo2024

vphr2024

rosmold plast2024

eltrans2024

army2024

termoob2024

sp tr expo2023

elrus 2024

biot expo2024

Новые рубежи компании УТС

01Компании УТС есть чем гордиться. За 10 трудовых лет ее коллектив заявил о себе, как о команде высокопрофессиональных специалистов, внедряющих новейшие методы тоннелестроения. В активе компании - более 50 проектов в таких сферах, как строительство нефтепроводов и газопроводов, строительство кабельных коллекторов, строительство водопровода, строительство канализации, строительство водостока, строительство теплосети, прокладка силовых кабельных линий. И повод для особой гордости – крупнейшая работа в Республике Крым, где тоннелестроители, по большому счету, стали первопроходцами.

Ставка на перспективные технологии
00Непростой год был для всей страны, сложности коснулись и строительную организацию ООО «УТС», в которой бывший генеральный директор и создатель фирмы, вложивший много сил в развитие компании - Николай Андреевич Агапов, на данный момент отстранён от рабочих дел фирмы по причине тяжело перенесенной коронавирусной инфекции (COVID-19). И даже несмотря на это, он всегда помогал и помогает коллективу мудрым и толковым советом.
Но настало время строить планы на будущее. Начиная разговор о грядущих делах, вспомним историю УТС.
Николай Агапов, создавая предприятие, делал ставку на специалистов, с которыми работал по 25 лет. Прежде они вместе трудились в разных организациях, которые возвели немало знаковых объектов во многих регионах России. Их правилом стало активное развитие новейших технологий. Когда в конце 90-х в Россию пришла новая технология микротоннелирование, Николай Андреевич и его единомышленники немедленно сделали ставку на эту перспективную технологию. Иначе и быть не могло! Ведь микротоннелирование позволяет прокладывать новые коммуникации, не затрагивая наземную городскую инфраструктуру или природный ландшафт.

Поработав во многих коллективах и добившись определенного успеха, Николай Андреевич созрел, как бизнесмен, и в 2010 году решил создать свою компанию, которая получила название «УТС». Начинала компания с малых объектов. И коллектив был невелик – 15-20 человек. С получением новых заказов команда увеличилась до 150 человек.
- Мы оправдываем название предприятия, - подчеркнул Николай Андреевич, - и стараемся коллектив не раздувать. А если быть откровенным - развить новую компанию в новых экономических условиях без хорошей финансовой поддержки очень тяжело. Выживаем только за счет своего профессионализма. У нас каждый специалист работает за троих. Стараемся брать не числом, а умением.
Первый объект компании был коллектор от подстанции «Первомайская». Затем ООО «УТС» выиграло у компании «Транснефть» тендер на строительство закрытых переходов конечного участка магистрального нефтепровода Ярославль - Москва. 02
Компания построила почти два километра сложнейших тоннелей для «Транснефти». Это были тоннели сложнейшей конфигурации, построенные в сложнейших горно-геологических условиях. И заказчик был очень доволен работой УТС. Кстати, «Транснефть» даже нанимала независимую экспертизу, которая скрупулезно обследовала тоннели и поставила оценку.
Отметим, что сотрудники компании периодически выезжают в командировки по обмену опытом. В частности, Николай Агапов и его коллеги побывали в Нью-Йорке, где ознакомились с новыми методами строительства метро. Российских специалистов поразила смелость инженерных решений американских коллег.
Затем представители компании летали в Мексику, где побывали на строительстве канализационного коллектора протяженностью 62 километра. По итогам этого турне руководство УТС сделало презентацию в правительстве Москвы, предложив новый вариант строительства метро.
Один из сложнейших объектов, на которых УТС пришлось применить весь накопленный опыт – Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. К работе на этом объекте УТС приступил в 2015 году. Тоннелестроителям было сложно и в то же время интересно справиться с поставленной задачей. Музей находится в центре столицы – и въезд, и выезд здесь весьма затруднены. Имеется масса препятствий – это и стесненность, и насыщенность коммуникациями.
03- Стартовая камера была тяжелая, - вспоминал Николай Андреевич, - Нашим специалистам пришлось изрядно повозиться. Три тоннеля, которые проходили специалисты ЦТС, были расположены на разных глубинах, в разных грунтах. А грунты в тех местах очень тяжелые. Один тоннель по плывунам шел, другой – по песку. Пришлось серьезно обдумать сложившуюся ситуацию и принять нестандартные инженерные решения.
И труд тоннелестроителей был оценен под достоинству! Когда министр культуры России Владимир Мединский проводил планерку по поводу строительных работ в Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, директор музея Марина Лошак отметила, что наконец-то - после 4 лет работы - появился подрядчик, который успешно завершает затянувшееся строительство. Ведь на объекте уже два генподрядчика поменялись!
А затем коллектив УТС ждала трудоемкая и кропотливая работа на проходке под линией метро в районе станции метро Кропоткинская. Чтобы совершить эту проходку, специалистам УТС пришлось провести спецмероприятия. Инженерная мысль и профессионализм не подвели тоннелестроителей. Работа была сделана качественно!

Уникальный опыт крымской проходки
В августе 2017 года УТС начал работу на крымской земле. Компания выиграла тендер на строительство сервисного тоннеля для железнодорожного тоннеля. Специалистам УТС предстояла почетная задача - быть первопроходцами.
Сложное оборудование пришлось перебазировать на полуостров на пароме. Доставить проходческий щит Herrenknecht EPB 3-600 и это было весьма проблематично, так как перевозку оборудования УТС осуществляла впервые. В производственные планы внесла коррективы и погода. В сентябре, когда к Керченской паромной переправе подошла колонна с техникой компании, в проливе начался шторм. И тоннелестроители были вынуждены целую неделю ждать, когда утихомирится морская стихия.
Компания также столкнулась с тем обстоятельством, что регион технически отсталый и любую деталь достать здесь было тяжело. Болты, гайки и всю «мелочевку» везли с материка, железо-бетонные тюбинги из города Новомосковск Тульской области.
Начало проходки было обычным. Коллектив готовился построить сервисный тоннель стахановскими темпами – за 4 месяца. Накопленный опыт позволял трудиться такими темпами. Работа спорилась и первые 30 метров тоннелестроители прошли так, как было задумано.04
Но крымские грунты оказались «с изюминкой», которые пришлось осваивать опытным путем. Казалось бы, глина на пути должна быть стандартная – крепостью 3-4 группы. Но в ней присутствовали различные примеси, много органики и специалисты УТС могли дать нормальные темпы проходки. И «Тензит», который использовался для пригруза, не позволял быстро разогнать машину.
- Мы долго подбирали пену. - рассказывал Николай Андреевич, -  Приглашали в тоннель производителей «пены». Они ознакомились с нашей геологией. Но пена-антиглина, которую они производили, не особо нам помогла. В темпах проходки мы сильно не продвинулись.
Грунт со шнека выходил огромными кусками и скользил по конвейеру, приходилось вручную его проталкивать. И только при попадании в вагонетки и контакта с воздухом начинался процесс «кондиционирования» грунта.  После выдачи «на-гора» грунт под воздействием солнечных лучей менял цвет и становился крепким, так что при выгрузке из вагонетки приходилось применять физические усилия.
Неимоверными усилиями сложный участок был преодолен! Но далее на пути проходчиков попалось несколько участков с карстовыми пещерами, наполненными водой. Когда их вскрывали, то в течение 20-30 минут тоннелестроителей затапливало. И самое плохое в этой ситуации было то, что вода шла с мелкой крошкой. Вода была химически агрессивной. Поэтому начались отказы оборудования. И особенно – с ленточного транспортера, так как механизмы забивались, подшипники выходили из строя и приходилось сливать масло с проникшей крошкой.
Вдобавок, на месте проходки было крутое падение пластов. В январе 2018 года проходческий щит зажало. Пришлось проводить специальные мероприятия, задействовать дополнительную гидравлику. Когда тоннельщики находились внутри проходческого щита, то слышали, как на них сверху падает грунт. И такое испытание тоннелестроители преодолели!
Но и это было еще не все. Далее пошел жидкий грунт с достаточно высокой температурой. И руководство УТС стало всерьез задумываться над тем, чтобы не вывозить породу вагонетками, а ставить грязевые насосы. Был большой приток сероводорода - сказывалась близость грязевого 05вулкана.
Когда проходчики снова столкнулись с крутопадающим пластом, где сверху были твердые грунты, а снизу - большое количество органических отложений, в плане и в профиле, началось неконтролируемое падение щита. И много времени ушло на то, чтобы это препятствие преодолеть. Но пока эту просадку проходили - подвижные грунты сыграли с тоннелестроителями злую шутку. Щит второй раз зажало! Два месяца проходчики пытались расталкиваться. Грунты вели себя неоднозначно. Выработать какую-то цикличность было невозможно. Щит то ехал с нормальной скоростью, то неожиданно останавливался. Порой тоннелестроители сутки расталкивали щит, чтобы пройти 5-6 сантиметров. Штатная гидравлика уже не справлялась. Однако сотрудники УТС нашли правильное техническое решение и начали действовать нестандартно.
Пришлось ставить на щит дополнительную автономную маслостанцию. Специалисты добавили 13 гидроцилиндров, общее усилие продавливания составило 2000 тонн. врезать в щит дополнительные штуцера. Смонтировали автоматизированную систему подачи смазки. Но вместо бентонита пришлось закупить химический реагент «антиглина» и закачивать его за оболочку щита. Дополнительная маслостанция и химия помогли продолжить проходку.
Что характерно – Николай Андреевич приглашал на консультации многих высококлассных специалистов, но никто ничего путного тоннелестроителям не подсказал. Руководитель УТС собирал технические советы и обращался за помощью. Ему отвечали – экспериментируйте, а там как получится, так и получится. А что может получиться, если грунты в Крыму, как слоеный пирог? Через метр-три проходки обстановка кардинально изменяется. Постоянно приходилось придумывать, изобретать.
Тоннелестроителям было весьма досадно, что так получилось. Ведь они рассчитывали на другие темпы проходки. Но, что поделаешь - крымские грунты не позволяют дать большой скорости.
- Признаюсь, что в результате преодоления всех этих препятствий приобретен бесценный опыт, - подытожил бывший руководитель компании.
-  Мы ведь собираемся и дальше продолжать работу в Крыму. Внесем конструктивные изменения, учитывая весь наш накопленный горький опыт. Думаю, что работа на следующих объектах будет идти без подобных проблем, – поделился генеральный директор.
В наступающий 2021 год генеральный директор компании УТС смотрит с оптимизмом. Ведь впереди – плодотворная работа на объектах Новой Москвы и на Юге России. Но руководитель компании считает, что об этом говорить пока рано. Будут результаты – тогда и продолжим разговор!

Сергей РЯБОВ