compozit2024

info space2024

go digital2024

gnu2024

iip2024

kmu 2024

goszakaz2024

helirus2024

ctt expo2024

vphr2024

rosmold plast2024

eltrans2024

army2024

sp tr expo2023

Толчок для развития всей транспортной отрасли

bus garmСпециалисты инжинирингового центра Группы ГАЗ им. А.А. Липгарта в МГТУ им. Н.Э. Баумана раскрыли детали проекта по разработке сочлененного электробуса. Учёные и инженеры внедрят в него интеллектуальные системы безопасности. По их оценке, уже в 2021-2022 годах первые прототипы появятся на дорогах Москвы.
«Перед нами стоит амбициозная задача по созданию сочлененного электробуса, так называемой «гармошки». Его вместимость будет почти в два раза больше, чем у обычного электробуса. Это вызов инженерам с точки зрения энергоэффективности и отработки транспортной технологии. Необходимо будет определить эффективность маршрутов, построить методологию использования электробусов на маршрутах. Это комплексная работа. В среднем процесс ввода в серийную эксплуатацию занимает от 3 лет», - представил проект директор Инжинирингового центра Группы ГАЗ им. А.А. Липгарта в МГТУ им. Н.Э. Баумана Дмитрий Бутарович.
Амбициозность работ по созданию сочлененного электробуса заключается в том, что в него нужно внедрить интеллектуальную систему безопасности, согласно техническому заданию Департамента транспорта, а именно - систему помощи водителю ADAS.

Интеллектуальная система безопасности предупреждает водителя об экстренном сближении с другими участниками дорожного движения, оповещает о наличии пешеходов, велосипедистов, других машин и слепых зон. Сочлененные транспортные средства сильно уязвимы: обзора зеркал заднего вида недостаточно, поэтому водитель может не видеть, что происходит во второй секции или рядом с ней.
Для реализации проекта требуется внедрение радаров, ультразвуковых датчиков системы машинного зрения, распознавания образов. По словам Бутаровича, то, что вчера было наукой, сегодня уже - инженерная задача.
Второй важный вопрос – энергоэффективность электробуса-«гармошки». Необходимо соблюсти баланс количества перевозимых пассажиров и объем энергии, который использует батарея, чтобы выполнять полезную работу.
«Проект «Электробус» в Москве оказался толчком для развития всей транспортной отрасли. Столь амбициозная задача в профессиональном сообществе вызвала огромный драйв. Казалось бы, там 4 колеса – что там нового? Но вопрос энергоэффективности до этого был очень теоретизирован. А тут каждый день нужно перевозить пассажиров, это накладывает определенные ограничения на предлагаемые решения», - подчеркнул Дмитрий Бутарович.
В техническом задании применена методика оценки энергоэффективности из нового цикла ISO – это новейшая методика международного союза общественного транспорта (UITP). Сотрудничество с UITP позволило достичь мирового уровня энергоэффективности для обычного электробуса. Одиночный электробус 12-метровой длины без учета работы климатической установки расходует в среднем 1.3 кВт на километр. Летом – до 0.9 кВт, зимой – порядка 2 кВт (с учетом климатической установки).
Также разработчики учтут современный тренд на повышение безопасности в условиях обострения эпидемиологической обстановки. Прорабатываются разные концепции очистки воздуха, поручней, снижения контактов между пассажирами.
Пресс-офис проекта «Инжиниринг и инновации в России» сообщил, что новые электробусы-гармошки будут выпускаться на заводе ЛиАЗ в Московской области.

Справочная информация:
Конкурсы по созданию инжиниринговых центров по приоритетным направлениям развития промышленности РФ проводятся Минпромторгом и Минобрнауки с 2013 года. По состоянию на ноябрь 2020 года в России работают 72 инжиниринговых центра при вузах. Средства федерального бюджета вузам и научным организациям выделяются в рамках федерального проекта «Развитие передовой инфраструктуры для проведения исследований и разработок в Российской Федерации» нацпроекта «Наука». Мера господдержки рассчитана на вузы и научные организации, обладающие потенциалом для оказания инженерно-консультационных услуг, и поможет сформировать высокоэффективную систему подготовки квалифицированных кадров в области инжиниринга, а также коммерциализацию и вывод на рынок результатов исследований и разработок. Программа развития инжинирингового центра должна предусматривать не менее 30% софинансирования из средств организаций реального сектора экономики.