goszakaz2024

helirus2024

ctt expo2024

vphr2024

rosmold plast2024

eltrans2024

army2024

termoob2024

sp tr expo2023

elrus 2024

biot expo2024

Визитная карточка компании «УниверсалТоннельСтрой»

01Редакция нашего издания уже рассказывала о деятельности молодого, но снискавшего заслуженные трудовые лавры предприятия - ООО «УниверсалТоннельСтрой». Компания недавно отпраздновала 7-ю годовщину со дня основания. Казалось бы, возраст-то совсем малый. Однако стаж у предприятия к сегодняшнему дню накопплен весьма солидный.
За минувшие годы коллектив «УниверсалТоннельСтроя» успешно поработал на многих объектах – и административных, и транспортных, и культурных. А сегодня проходчики УТС ударно трудятся в Республике Крым.
В преддверии открытия XI Международного форума-выставки «Транспорт России» я встретился с генеральным директором ООО «УниверсалТоннельСтрой» Николаем Агаповым. За те полчаса, которые Николай Андреевич выкроил из своего плотного рабочего графика, поговорить удалось о многом.

- Уважаемый Николай Андреевич! Наша предыдущая беседа состоялась 4 года назад. Вы тогда подробно рассказали о внедрении новой технологии – микротоннелировании; о своих зарубежных командировках в Нью-Йорк и в Мексику, где набирались заморского опыта и щедро делились своим; поведали и о дальнейших планах компании, в том числе – о работе на территории Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина.
Каковы были производственные успехи и достижения ООО «УниверсалТоннельСтрой» за прошедшие годы? И о чем Вам хотелось бы рассказать читателям и коллегам?03
- Самый сложный из объектов, на которых нам пришлось применить весь накопленный опыт – это был упомянутый Вами Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина.
К работе на этом объекте мы приступили в 2015 году. Откровенно говоря, седины он нам добавил. Музей же находится в центре столицы – и въезд, и выезд здесь весьма затруднены. Имеется масса препятствий – это и стесненность, и насыщенность коммуникациями.
Стартовая камера была тяжелая. Нашим специалистам пришлось изрядно повозиться. Три тоннеля, которые мы проходили, были расположены на разных глубинах, в разных грунтах. А грунты в тех местах очень тяжелые. Один тоннель по плывунам шел, другой – по песку. Пришлось серьезно обдумать сложившуюся ситуацию и принять смелые инженерные решения.
Отмечу, что не столь давно министр культуры России Владимир Мединский проводил планерку по поводу строительных работ в Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. И директор музея Марина Лошак отметила, что наконец-то - после 4 лет работы - появился подрядчик, который успешно завершает затянувшееся строительство. Ведь на объекте уже два генподрядчика поменялись! За 2,5 миллиарда рублей они соорудили всего 4 котлована. ООО «УниверсалТоннельСтрой» за 550 миллионов рублей выполнил весь оставшийся объем работ.
02Сложная проходка у нас была и под линией метро в районе станции Кропоткинская. Как Вы знаете, эта ветка строилась открытым способом. Скажу откровенно - мы до сих пор поражаемся мастерству первых метростроевцев. Вручную построить такое сооружение в грунтах, которые мы сегодня при помощи современных технологий тяжело преодолеваем - это выше всяких похвал!
Чтобы совершить проходку под веткой метро, специалистам УТС пришлось провести спецмероприятия,. Слава Богу – инженерная мысль и профессионализм нас не подвели. Работу мы сделали прекрасно и качественно!
Упомяну еще об одном из значимых объектов. В этом году «УниверсалТоннельСтрой» начал работать с новым заказчиком – компанией «Мостотрест». На Северной рокаде наше предприятие по заказу «Мостотреста» с апреля по август проходило 4-метровым щитом Херренкнехт два больших перехода под железной дорогой. Отмечу, что и здесь грунты были тяжелые и также пришлось применять спецметоды. Но под 14 железнодорожными ветками мы прошли без сучка, без задоринки!
Работой «УниверсалТоннельСтроя» заказчик был очень доволен. Надеемся, что «Мостотрест» станет нашим стратегическим заказчиком, а мы – его стратегическим партнером.
- А на днях Вы начали работу на новом объекте?
- Да, недавно нам была оказана честь участвовать в президентской стройке. С 1 ноября в рамках строительства Керченского моста и строительства инфраструктуры в Республике Крым мы приступили к строительству сервисного тоннеля для железнодорожного тоннеля. Ведь железная дорога по мосту придет в Керчь, а оттуда будет строиться новая колея до Севастополя. Соответственно, надо будет строить огромное количество тоннелей и переходов. Один из первых тоннелей мы сейчас и проходим. 04
А ведь опыта строительства тоннелей в Крыму ни у кого нет! Между тем, крымские грунты очень своеобразные – здесь глина с сульфатами, с примесями. Железнодорожный тоннель открытым способом сооружают, а мы сервисный проходим, как разведчики. Можно даже откровенно сказать – в некоторых направлениях методом тыка работаем. И смотрим, как себя ведут грунты. Заказчик (Тоннельное строительное управление №15) очень ждал, когда мы темпы наберем, так как на основании наработанного опыта приходилось менять планы.
В ходе работы возникает масса инженерных вопросов, которые приходится решать в режиме он-лайн. Надо сказать, что с проектировщиком и с заказчиком мы работаем плотно и весьма результативно! Да, есть определенные опасения по некоторым производственным вопросам. Но я верю, что проходка будет успешной! Ведь в Крыму сейчас собрались хорошие инженерные умы по подземному строительству.
- Николай Андреевич, нелегко было выиграть тендер?
- Тендер я всегда выигрываю за счет профессионализма, так как не обладаю какими-либо административными ресурсами. Хвалиться мне больше нечем (собеседник смеется – прим.авт). Заказчики смотрят на плоды предыдущих трудов и делают соответствующие выводы. И пусть в ООО «УниверсалТоннельСтрой» маленький коллектив – порядка 100 человек. Но каждый из них – профессионал с большой буквы. Ведь наша компания полностью оправдывает свое название. И, Слава Богу, брака в работе мы нигде не допустили.
Так что, предпочтение, в итоге, отдают нам.  
- Насколько сложно было перебросить технику из Москвы в Керчь?
- Да, доставить проходческий щит Херренкнехт ЕПБ 3-600 и другое оборудование на полуостров было весьма проблематично! Пришлось разработать целую стратегическую операцию.
Подготовительная работа была весьма сложной. А затем нам добавила проблем Керченская паромная переправа. В сентябре, когда к парому подошла колонна с нашей техникой, в Керченском проливе начался шторм. И мы были вынуждены целую неделю ждать переправы. Затем долго и муторно 05переправляли щит, краны, другую технику. А что поделаешь - нет в Крыму инфраструктуры для строительства такого масштаба, нет тяжелых кранов! Все приходится гнать из России. А это - дополнительные транспортные расходы.
Но к трудностям нам не привыкать. Со всеми проблемами справились успешно. Компактно обустроились, шит оперативно смонтировали и стартовали. Как сказал заказчик, тоннельный бог на нашей стороне. А инженерная мысль нас не подведет!
- Николай Андреевич, какова скорость проходки?
- Первое время больше 9 метров в сутки не проходили. Это средняя крейсерская скорость. Затем разогнались до 55 метров.
Не стоит забывать о том, что проходческий щит 2000 километров к стройплощадке ехал. Перевозка нелегко дается для техники. То что-то засбоит, то отломается.  
Признаюсь честно - наполеоновских планов мы не строим. Как я уже говорил, грунты здесь своеобразные. И логистика вносит коррективы в производственные планы. Ведь все стройматериалы приходится везти из Москвы или Тулы – так как ни в Краснодарском крае, ни, тем более, в Крыму профильных заводов нет. Если даже какие-то материалы изготавливают на месте – стоимость их весьма высока. Если их использовать, то тоннель получится золотой. Поэтому все необходимое для проходки – даже доски – мы привезли в Крым из Центрального федерального округа.
- Когда планируете завершить проходку?
- Взяли план - 4 месяца. Так что в феврале планируем завершить. Но пока точно не скажу – какого числа.
- Николай Андреевич, согласование документации достаточно быстро проходит – без волокиты?
06- В принципе – да. Представители головного института – Тоннельстройпроекта - учитывают наш опыт, идут навстречу просьбам и предложениям, прислушиваются к мнению специалистов «УниверсалТоннельСтроя». И надзирающий орган – компания НАС – тоже с пониманием относится к нам. Нет такого отношения – «я заказчик – ты дурак». Все понимают, что наш опыт - это первый опыт.
К примеру, было недавно рацпредложение по первоначальному предложению – проходить штольню ручным способом. Но ведь это долго, дорого, нудно. И после недолгого обсуждения в качестве эксперимента поменяли способ проходки на механизированный.
- Николай Андреевич, какие у компании планы на будущее? Сервисный тоннель пройдете. А что дальше?
- Далее в Севастополе надо несколько тоннелей строить. Новый губернатор Севастополя Дмитрий Овсянников недавно заявлял об этом. Так что мы тоже планируем принять активное участие в их проходке. Сейчас сдадим в эксплуатацию сервисный тоннель - и это будет наша визитная карточка. А далее процесс пойдет!
- Получается, что работы для Вас в Крыму – непочатый край!
- Я Вам так скажу. Езжу сейчас по Крыму, смотрю на его пейзажи, и слезы наворачиваются. Природа прекрасная, а вся инфраструктура разбита! Все лежит в разрухе. Картина страшная. Восстанови инфраструктуру – и никакие заграничные курорты нам не нужны!
Керчане сейчас радуются, что мост быстро строится. Круглосуточно стройматериалы везут через Тавриду. Благо, что погода позволяет.
Впечатляет огромное количество техники, задействованное при строительстве Керченского моста. Вспоминается, как мы при мэре Москвы Юрии Лужкове МКАД строили.
Поэтому, несмотря на тяжелую финансовую ситуацию в стране, и уход московских властей от 07прежней концепции городского строительства, мы надежду не теряем. Есть Крым. Есть другие заказчики. И мы надеемся, что нас ожидает много интересных объектов!
- Когда Республика Крым вернулась в состав Российской Федерации, специалисты завели бурный спор о том, как лучше наладить транспортное сообщение между полуостровом и материком – при помощи моста или тоннеля? Каково Ваше мнение на этот счет?
 - Я всегда считаю, что тоннель лучше. Он защищен и стоимость его ниже. Надо активнее осваивать подземное строительство. Думаю, что в Севастополе оно будет развиваться. Таким образом, строители ни природу не портят, ни внешний вид города. А город должен быть для людей.
Таково мое мнение, мнение горного инженера с 33-летним стажем.

Сергей РЯБОВ