goszakaz2024

helirus2024

ctt expo2024

vphr2024

rosmold plast2024

eltrans2024

army2024

termoob2024

sp tr expo2023

elrus 2024

biot expo2024

Великая школа жизни

04Я попал на аудиенцию к Александру Ковалеву накануне проведения нескольких широкомасштабных мероприятий, посвященных 36-летию ввода ограниченного контингента советских войск в Афганистан. Александр Михайлович с головой ушел в пучину организационной работы и поэтому я воспринял как должное слова его секретаря: «Вам на интервью дано 15 минут».
Но беседа продлилась значительно дольше. И когда я, обменявшись крепким рукопожатием с Александром Ковалевым, покинул кабинет, его советник по культуре Владимир Мазур с легким упреком сказал мне: «Ну, что же ты так – на целый час парализовал деятельность Комитета?!»  
- В Афганистане погибло свыше 13 тысяч человек и 50 тысяч получили ранения, - начал разговор Александр Михайлович, - Трудно сказать, что это некий-то локальный конфликт. Это была полноценная война. И, Слава Богу, нынешнее руководство страны это признало. Сегодня понятно, что ввод ограниченного контингента советских войск в Афганистан был оправдан. Результаты, может быть, получились не те, какие ожидались. Я всегда подчеркиваю, что мы – солдаты, офицеры, генералы – люди военные. Нам был дан приказ – мы вошли в Афганистан выполнять интернациональный долг. И когда мы сейчас встречаемся с этническими афганцами, то они нам говорят – да, вы были настоящие солдаты. С вами можно было правильно воевать. Вы не накрывали наши кишлаки ковровыми бомбардировками и не занимались тотальным уничтожением мирного населения.

Мы сейчас прорабатываем вопрос о съемках фильма о восстании советских военнопленных в пакистанской крепости Бадабер. Напомню, что 26 апреля 1985 года советские и афганские военнопленные подняли восстание, захватили крепость, взорвали все склады и несколько дней воевали с превосходящими силами.
Практически все они погибли. Ну, как же не рассказать об этом нашим детям, нашим потомкам? Люди же понимали, захватывая крепость, что им не вырваться, что крепость находится в середине Пакистана.
А если бы рассказать о всех панджерских операциях, так это не один десяток боевиков можно снять.
02К сожалению, нельзя сказать, что эта страничка нашей истории раскрыта и прочитана нашим обществом. И потому я мечтаю воплотить в жизнь идею – во время парада на Красной площади выстроить несколько «коробок» воинов-«афганцев» в одном ряду с подразделениями Российской Армии. Ведь мы теряем связь поколений. Есть герои Великой Отечественной войны, есть герои сегодняшние. А вот пласт истории Вооруженных Сил длиной в двадцать лет как бы исчезает.
Напомню – через афганскую войну прошло около миллиона человек. Это превышает численность населения многих государств! А ведь это живущие люди со своими судьбами, проблемами, заботами. Конечно, не все они были ярыми интернационалистами и писали добровольческие рапорта. Они тоже все были солдатами и выполняли приказ.
Я начинал служить в учебной дивизии Николаеве. Мы готовили солдат для Афганистана и понимали - от того, как мы их готовили, зависит, как они будут воевать, кто из них вернется домой живым. Я готовил сержантов и говорил, что они должны знать, как спасти не только себя, но и своих товарищей.
А потом я и сам попал служить в Афганистан и убедился, что мы ребят хорошо готовили. У меня в подразделении, например, на «боевых» не погиб ни один солдат.
Я считаю, что это была величайшая школа жизни! Что такое – побыть на войне, в чужой стране, в иных климатических условиях, общаться в коллективе, где жесткие мужские отношения. Через это надо проходить, чтобы стать личностью. Я не могу о тех людях, с которыми меня сталкивала военная служба, сказать что-то плохое.
03- Александр Михайлович, когда Вы получили депутатский мандат, какие меры Вы приняли для социальной защиты боевых товарищей?
- Когда я прошел в Московскую городскую Думу в 2001 году, 24 процента депутатов были «афганцы». Мы приняли все законы о социальной защите наших боевых товарищей – освободили полностью от транспортных налогов, от коммунальных платежей, отправили на отдых в Крым 4 тысяч детей «афганцев» и 4 тысячи семейных пар. И это было правильно. Ведь если «афганцу» тяжело, то жене «афганца» с мужем жить ее тяжелее.
- Какое самое яркое воспоминание о Вашей депутатской деятельности?
- Как мы в «Олимпийском» собрали 19 тысяч человек и на сцене вручили 100 «афганцам» ключи от  квартир. Конечно, это далось тяжело и с меня за это впоследствии значок депутата сняли. Я говорил представителям власти - не себе квартиры беру, а своим боевым товарищам. А потом заявил: «Хорошо, если вы так предлагаете – я согласен на такой исторический обмен».
Сколько времени прошло – я до сих пор не жалею об этом.   
- Александр Михайлович, при каких обстоятельствах Вы возглавили Комитет по делам воинов-интернационалистов при Совете Глав Правительств государств-участников СНГ?
- Сразу хочу уточнить – я не подсиживал прежнего председателя Руслана Аушева. Да, была определенная интрига. Но на тот момент моя кандидатура устраивала всех. Куда бы меня не назначали или выбирали, я всегда старался показать, что я не случайный человек.
Сегодня сложилась парадоксальная ситуация – комитет выполняет межгосударственную программу по реабилитации, по поиску погибших в Афганистане. Но почему-то когда принимали программу, забыли решить финансовый вопрос. А ведь сотрудникам Комитета надо платить зарплаты, пенсии ежемесячно. В общей сложности - полтора миллиона рублей. Какими бы люди не были бескорыстными, но ведь у всех есть семьи, которые надо содержать.
01Я по жизни оптимист. И уверен, что мы найдем людей, близких нам по духу, которые помогут нам решить финансовые проблемы. Если не найдем – будем сами зарабатывать.
Пока жив последний ветеран – Комитет будет действовать!
Я Вам откровенно признаюсь - мы, когда проводим мероприятия и концерты, они в корне отличаются от тех, что проводятся в Кремле. Мы встречаемся, чтобы душевно пообщаться. Сколько бы ни прошло лет, мы понимаем друг друга, как и прежде. Большие мероприятия помогают общению.
Отмечу, что мое нелюбимое выражение – «пилить деньги». Я за тот год, что в Комитете работаю, миллионов двенадцать своих сюда «запилил» (собеседник усмехается – прим.авт.). И считаю, что так и должно быть. Если недоработал, значит – из своего бизнеса надо добавить.
Александру Михайловичу еще о многом хотелось рассказать, но время, что называется, поджимало. Прощаясь, он пригласил меня и читателей журнала на концерт в Лужниках, посвященный 27-й годовщине вывода ограниченного контингента советских войск из Республики Афганистан, который состоится 15 февраля. А также сообщил, что в 2016 году Комитет отправит делегацию с культурной программой и гуманитарной помощью на сирийский аэродром Хмеймим, где базируется авиагруппа ВКС России.
Но об этом мы расскажем в следующих номерах журнала.

Сергей РЯБОВ

05Наша справка:
Александр Михайлович Ковалев родился в 1956 году в Сафоново Смоленской области. Окончил Новосибирское высшее военно-политическое училище и Гуманитарную Военно-политическую академию Вооруженных Сил, Государственную академию управления при Президенте РФ.
В 1980-1987 годах служил в Одесском военном округе в должности замполита роты и батальона.  В 1987-1988 годах воевал в Афганистане, имеет ранение. Награжден орденами Красной Звезды и «За службу Родине в Вооруженных Силах» III степени. Полковник запаса.
В 2001 - 2009 гг. - депутат Московской городской Думы, председатель Комиссии Думы по делам ветеранов. Являлся координатором МГД и Московского правительства по организации и осуществлению шефских связей между столицей и Московским пограничным отрядом Погрангруппы ФПС России в Таджикистане и 77-й отдельной бригадой морской пехоты в Каспийске (Дагестан).
C 2014 года возглавляет  Комитет по делам воинов-интернационалистов при Совете Глав Правительств государств-участников СНГ.